Играют ли незрячие в компьютерные игры? Да, играют. Но как?
Самый очевидный способ поиграть для незрячего человека ─ это посадить рядом напарника (друга, подругу, жену, мужа, детей и т.д.), который будет инструктировать игрока в прямом режиме.
Он возьмёт на себя функции штурмана и будет информировать геймера о том, куда идти, кого и чем бить или стрелять, с кем поболтать, и пальцем укажет на того, чью карьеру авантюриста прекратила стрела в колене. Собственно, некоторые слабовидящие стримеры так и делают, проходя самые обычные игрушки.
Если же данный способ по тем или иным причинам не подходит, то на помощь приходят разработчики, создавшие проекты, специально заточенные для этого круга людей.
Вообще, все игры, предназначенные для слабовидящих или полностью слепых игроков, условно можно разделить на три категории:
Проекты специально разработанные для данной категории людей;
Аудиоигры;
«Модифицированные» обычные игры.
По всем понятным причинам, для игр первых двух категорий, на первом месте находится не картинка, а звук. По этой причине внешний вид представляет собой вершину дизайнерского минимализма. Окно, чёрный экран и пара кнопок управления ─ ничего лишнего. Работает всё на основе специальных программ и скриптов.
Самым распространённым жанром на этой нише являются многочисленные текстовые квесты. Правда, в данном случае, весь текст переводится в голосовой режим. Закадровый голос зачитывает игроку происходящее, а на фоне, для большего погружения в атмосферу, можно услышать различные звуки. Например, если по сюжету игры, персонаж гуляет в парке, то будут звучать звуки шагов, пение птичек, шум листьев, колышущих от тёплого летнего ветерочка.
Другим столпом являются т.н. аудиоигры. Само название этого поджанра говорит о том, насколько здесь важна роль звука. Звук является мощным средством, умелой манипуляцией которого можно передавать огромный объем информации.
И здесь очень главным становится умение человека правильно анализировать услышанное и делать верные выводы из такой информации. Некоторые игры полностью озвучиваются живыми актёрами, для других же ограничиваются речевым синтезатором.
Например, в гоночных симуляторах, в начале игры, игрок выбирает тип гонки, трассу и машину. Любое нажатие на кнопку на данной стадии сопровождается звуковым комментарием, помогая геймеру сориентироваться, и понять то, сколько кругов по итогу ему предстоит проехать и на каком автомобиле он это сделает.
Что касается адаптированных проектов, то они представляют собой обычные, хорошо знакомые всем игры, чьё управление и игровая механика были «модернизированы» для соответствующих нужд.
Основной пласт таких творений составляют множество небольших логических головоломок, по типу «Сапёра», «Быки и коровы», судоку, «2048», морского боя. Иногда здесь можно встретить и неплохие Tower Defense, и даже аудиоверсию Flappy Bird.
Не обошел стороной людей с инвалидностью по зрению и мобильный гейминг, который также представлен множеством проектов самого разного жанра. Работают они по вышеперечисленным лекалам, методом озвучки и голосовых подсказок.
Поэтому с уверенностью можно заявить, что игровой мир для незрячих людей вполне доступен.